12 февраля, 2019 20:09
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Причины выступления и события декабря
1986 года……………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ событий декабря 1986 года………………………..
ГЛАВА 3. Что происходило после событий?…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Введение
В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М. С. Горбачев. На апрельском 1985 года пленуме ЦК партии был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Много говорилось об обновлении страны, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Начало эпохи горбачевской перестройки в Москве, первые ее проявления в Казахстане.1985 1986. Каждую из «пятилеток гласности» разделяем на два периода, продолжительностью каждый по два с половиной года: Первая «пятилетка гласности» в Казахстане — годы 1987-91: начальной точкой считаем т. н. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате, окончанием — завершившие эту эпоху события августа-1991 в Москве (ГКЧП) и декабря-1991 в Беловежской пуще, и затем вновь в Алма-Ате (роспуск СССР и создание СНГ).1987 1988 1989 1990 1991Первая «пятилетка гласности» — первый период: — от начала перестройки до появления в 1989 г. первых казахстанских политизированных газет, независимых от государственной цензуры и от идейного руководства со стороны комитетов КПСС. Первая «пятилетка гласности» — второй период: — взаимное дополнение оживающих старых и возникающих новых СМИ, в т.ч. партийных (многопартийная пресса); с середины 1990 года появление негосударственных электронных СМИ.
Результатом противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями в прежнем духе стали декабрьские события 1986 года.
ГЛАВА 1. Причины выступления и события
декабря 1986 года
16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д. А, Кунаев, и на его место поставлен Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий. 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека и так далее. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Одним из первых и массовых движений стало экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное в 1989 году, во главе с О. Сулейменовым, целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество «Адилет» «Справедливость». Летом 1990 года оформилось гражданское движение «Азат», создано межнациональное движение «Единство» и другие организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве.
Движущей силой декабрьских событий 1986 года в Алматы была аульная молодёжь — казахскоязычные студенты и рабочие, проживавшие в общежитиях или снимавшие углы в частном секторе. Причин, непосредственно спровоцировавших это выступление, было две. Первая из них известна всем. Она с самого начала была более чем очевидна и впоследствии послужила основанием для пресловутого постановления ЦК КПСС «О казахском национализме». Это — решение высшего руководства страны освободить от должности фактического главу республики «своего» Д. А. Кунаева и назначить вместо него «чужого» — Г. В. Колбина.
А вот вторая причина, кстати, более конкретная и приземлённая, всё это время как бы остаётся в тени. В августе 1986 года была объявлена кампания по борьбе с нетрудовыми доходами. А в октябре того же года, то есть в традиционные сроки заключения массовых соглашений по найму частных квартир и углов на предстоящий год, она бумерангом ударила по аульной молодёжи в столице. Потому что койкоместами в общежитиях Алматы обычно охватывалось лишь две трети этого контингента, а остававшаяся треть зависела от квартиродателей. Той злополучной осенью ретивые исполнители из органов власти как раз к возвращению массы иногородних студентов и рабочих с каникул и отпусков успели вогнать в прострацию рынок частного жилья. Тысячи людей остались на улице в период стремительно набирающих силу холодов. Запуганные правоохранительными органами потенциальные квартиродатели захлопывали перед их носом свои двери. Административные инстанции игнорировали эту внезапно обострившуюся социальную проблему, и это, несмотря на то, что её неоднократно поднимала на своих страницах пресса. Такая нестыковка должна была бы по меньшей мере вызвать удивление, ибо в те времена сигналы СМИ, всецело и неоспоримо контролируемых партийно-советскими органами, без ответа оставлять было не принято… Что же касается непосредственных руководителей оставшихся без крыши над головой студентов и рабочих, то они вопреки лозунговой установке, предписывающей им руководствоваться при любой ситуации (хотя бы формально) принципом «прежде всего забота о человеке», во многих случаях проявляли вызывающее высокомерие, а то и откровенное хамство. К примеру, тогда в октябре газета «Ленинская смена» писала о том, как проректор политехнического института заявил своим жалующимся на отсутствие крыши над головой студентам, что ему до этого нет никакого дела и что они могут, забрав документы, убраться туда, откуда приехали. Эта публикация вызвала тогда в среде иногородней молодежи большой резонанс прежде всего потому, что наплевательское начальственное заявление исходило из уст не казаха. В целом из-за того, что контингент потенциальных квартиродателей состоял из представителей местного русскоязычного населения, а квартиросъемщиков – из пришлого казахского населения, рукотворный социальный конфликт как бы приобретал межнациональную форму. Преступно было не замечать этого. Преступно было делать безответственно-провокационные заявления в адрес оказавшихся в отчаянном положении людей, будучи по должности призванным заниматься их проблемами. Преступно было закрывать глаза на заявления вышеназванного порядка от должностных лиц. Казахскоязычные студенты и рабочие в Алматы представляли собой одну общность с едиными во многом интересами и чаяниями. Сложившаяся ситуация накаляла атмосферу в среде этого социального слоя в целом. Таким образом, горючий материал для взрыва был готов. Но это отнюдь не означало, что он обязательно должен был воспламениться. В ходе постдекабрьской истории Казахстана не раз возникали в разных местах республики различные взрывоопасные ситуации. Однако ни одна из них так и не вылилась в общественное потрясение. Потому что людям, обществу уже хватало ума, образно говоря, не чиркать спичкой при виде горючего материала.
Глава 2. Анализ событий декабря 1986 года
17-18-19 декабря — те самые «три дня», которые потрясли Казахстан, и не только его, но и весь Советский Союз, явившись «первой ласточкой» массовых выступлений против произвола коммунистической власти. Тогда несколько тысяч алмаатинцев, в основном молодежь, стихийно вышла на улицы с протестом против назначения Кремлем первым секретарем компартии Казахстана русского ставленника — Геннадия Колбина. В советской прессе эти выступления были названы «беспорядками, вызванными группой националистических хулиганов, пьяниц и наркоманов», выступления были жестоко подавлены, а организаторы его получили большие срока тюремного заключения.
Вот как характеризует «декабрьские события 1986-го года» один из директоров Радио Свобода/Свободная Европа Джефф Тримбл, в то время — московский корреспондент американского журнала «US News and World Report»: «Это были важные события, как для того времени, так и в историческом контексте. Для того времени они были важны потому, что явились одним из первых проявлений оппозиции советским властям и коммунистической партии со стороны республик. Мы слышали о подобных выступлениях в балтийских республиках, которые имели определенный опыт сопротивления советским порядкам, но события в Алма-Ате были первым случаем, достигшим наших ушей в Москве, говорящим о появлении глубинной гражданской оппозиции Кремлю. В историческом контексте эти события важны в том смысле, что стали одними из последних в преддверии гласности в Советском Союзе.»
Тогда, на исходе 86-года, была проявлена не простая житейская мудрость, а преступное (по-иному никак нельзя назвать) попустительство тому, чтобы события развивались в направлении трагической развязки. Ведь ситуация на рынке найма частного жилья вскоре стабилизировалась. И произошло это не как следствие декабрьских событий, а самым естественным образом. Ибо кампании проходят, а люди остаются. Им надо как-то решать свои проблемы между собой. И тогда все возвращается на круги своя. Так было и в тот раз. Но, увы, уже после известных событий…
16 декабря, во вторник, место Д.А. Кунаева на посту первого секретаря Компартии Казахстана занял Г.В. Колбин. Это и положило начало декабрьским событиям. Многие (если не все) с пятачка на углу К.Маркса и Пастера прямым ходом отправлялись на Новую площадь. Часть из них там была задержана правоохранительными органами и, как следствие, лишилась еще и работы или студенческого билета. Что было, то было. Из песни слова не выкинешь.
ГЛАВА 3. Что происходило после событий?
Все началось сразу после декабрьских событий 1986 года. Поводом для шельмования стало выступление Колбина перед работниками средств массовой информации, где он назвал в числе инициаторов декабрьских событий А.Г.Статенина, М.Акуева, Д.А.Кунаева. Позже это обвинение прозвучало на Пленуме ЦК Компартии Казахстана.
К этому грязному делу приложила руку и Москва. Доходило до абсурда. Газета «Правда» от 2 февраля 1988 года, например, отмечала: «прежде перестройку тормозила элита руководящих кадров, годами скрупулезно расставляемая бывшим первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Она упорно боролась за сохранение собственных благ, подсыпала песок в механизм ускорения». Это прямо напоминает выдержку из обвинительного заключения на процессах, которые велись в 1937 году против «врагов народа».
Сегодня уместно спросить у этих авторов: «Какая элита творила эту диверсию»?. Ведь Д.А.Кунаев ушел на пенсию по личной просьбе и секретарь ЦК КПСС Разумовский от имени Политбюро ЦК КПСС на Пленуме ЦК Компартии Казахстана поблагодарил его за плодотворную деятельность на этом посту.
Председатель Верховного Совета Казахской ССР, председатель правительства, министры, первые секретари обкомов партии и другие руководящие работники остались на своих местах и продолжали трудиться. Кто же бросал песок? Ответа нет.
Травля велась жестко, целенаправленно. Все искали какой-то компромат. 27 июля 1987 года на IX Пленуме ЦК компартии Казахстана Д.А.Кунаев был выведен из состава ЦК Компартии Казахстана за серьезные недостатки, допущенные в руководстве республиканской партийной организацией в бытность первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.
Горбачев и другие из его окружения обвинили Димаша Ахмедовича в том, что в республике процветает «застой». Цифры и факты убедительно подтверждают, что его у нас в Казахстане не было. Застой был в Кремле и на Старой площади в высших эшелонах власти. «Рыба гниет с головы» — говорят в народе. Именно Горбачев и его сподвижники в короткий срок развалили великую и могучую державу и привели ее к краху.
Даже Лигачев, который развешивал ярлык «застой» направо и налево, теперь прозрел и в своих мемуарах написал: «застой был не на рабочих местах, а в руководящем политическом ядре страны. А еще в марксистско-ленинской теории». Вот какие выводы сделал бывший член Политбюро ЦК КПСС. Это поразительно, но по сей день сколько-нибудь вразумительной, официальной оценки им нет. С одной стороны, участники этих событий реабилитированы, а то, ради чего они выступали, с лихвой воплотилось в жизнь. Один из тогдашних их лозунгов гласил: «Каждому народу — своего руководителя!». Сейчас такой призыв утратил свою актуальность. Казахстан является независимым государством, и теперь нет необходимости призывать кого-то там за пределами республики учитывать при решении вопроса руководителя справедливость интересы коренного населения и его представителей. Казахстанцам нет нужды апеллировать наверх, поскольку по действующей Конституции они выбирают сами главу государства всеобщим прямым голосованием.
Известный казахский писатель Алжас Сулейменов говорит о необходимости раскрытия всей правды о декабрьских событиях 1986-го года. Как отмечается в Казахстане 15-летие этих событий? Вот что говорит непосредственный участник исторических декабрьских событий 1986-го года господин Аркен Уак: «Декабрьские события 1986-го года в Казахстане никак не отмечаются. Дело в том, что в 1986-м году было этому событию дано определение государством, правительством нашим во главе с Нурсултаном Назарбаевым, как «массовые беспорядки, организованные националистически настроенными алкоголиками и наркоманами». Вот это определение до сих пор осталось. В течение 15 лет все прогрессивные люди и участники декабрьских событий добиваются от правительства, чтобы это определение отменили. Дело в том, что в 1990-м году работала специальная Комиссия Президиума Верховного Совета Казахской ССР, которая, изучив все материалы тщательным образом, сделала выводы. К сожалению, эти выводы до народа не дошли. Основная причина в том, что комиссия признала, что это был мирный протест против существующего режима. С политическими требованиями вышли молодые люди, требовали, чтобы конституционные права были восстановлены. Ситуация в то время была такой, что перед казахским народом стоял вопрос — быть или не быть. Дело в том, что 40 процентов казахов были уже обрусевшими, не говоря о других правах. Казахский язык не находил нигде применения. И так далее. Ну а правительство во главе с Назарбаеввым решило, что это угроза устоям власти, применив военную силу, подавило это.
С другой стороны – до сих пор среди нас спокойно ходят не только те люди, кто на общественных и партийно-комсомольских собраниях, со страниц печати и по телевидению гневно клеймил «декабристов» и в духе 37-го года требовал для них самого сурового наказания, но и даже такие должностные лица, которые этим самым ретивым требованиям самолично придавали форму официального обвинения и судебного приговора. Более того, все эти борцы, как публично выразился один из них в те дни, со «звериным оскалом казахского национализма», даже после формального осуждения со стороны властей Казахстана учиненной в декабре 1986 года над «декабристами» расправы оставались и остаются в системе государственной власти страны и продолжают успешно делать карьеру. Многие из них сейчас достигли таких высот, какие никому из тех, кто так или иначе пострадал по причине причастности к декабрьским событиям, даже и не снились. То есть истеблишмент официально осудил силовое подавление декабрьского выступления, но даже сейчас, спустя 17 лет после них, он сам в плане политики и практики определения общественной и государственной кадровой основы остается все таким же, каким предстал к концу далекого теперь 1986 года. А кадры, как известно, решают все. Они и решают. Но со старыми кадрами на ключевых местах нового общества не построишь. Дело даже не в том, что некоторая их часть оказалась напрямую причастна к расправам над «декабристами» и что этот факт стал достоянием гласности. Сейчас, по прошествии 17 лет, оценивая истеблишмент по его кадрам и делам, вольно или невольно приходишь к выводу, что мы в Казахстане имеем дело все с теми же стилем и методами управления обществом, которые обусловили в угоду внешним веяниям сначала расправу над «декабристами», потом — их реабилитацию без всякой переоценки. Ничего практически не изменилось. И на такой вывод настраивает прежде всего то, что активисты расправ над участниками декабрьского выступления и их жертвы нынче не только должны жить и работать бок о бок в так называемом «обновленном обществе», но и вместе гордиться — в ответ на новый идеологический запрос властей — уже не советским строем, а независимым Казахстаном как его истинные патриоты. Но люди — не роботы. Они имеют свои симпатии и антипатии. И по команде сверху они не могут преобразовать свои положительные эмоции в отрицательные, а отрицательные — в положительные.
Советник Президента Ермухамет Ертысбаев в своей книге «Казахстан и Назарбаев: логика перемен» пишет: «Как только началась политика демократизации и гласности, в Казахстане произошли события, вошедшие в историю СССР как «декабрьские события в Алма-Ате 1986 года»[1], когда тысячи казахских юношей и девушек вышли на центральную площадь города к зданию ЦК Компартии Казахстана, чтобы выразить резкий протест против национальной и кадровой политики Москвы. Молодежные бунты произошли и в других городах республики. Надо сказать, что события эти явились совершенно неожиданными и для Центра, и для казахстанской партийно-государственной бюрократии. Власть в центре и на местах оказалась абсолютно неподготовленной работать в новых условиях. Хотя казахская молодежь не выступала против коммунистической системы как таковой, было совершенно очевидно, что даже малая доза гласности и дальнейшая демо-кратизация нарушают предопределенный политический процесс и направляют его в русло рисковой деятельности.
…17 декабря на площади имени Брежнева (ныне площадь Республики) стихийно собралось несколько тысяч казахов, в основном из числа студенческой молодежи. В руках у многих были транспаранты и лозунги: «Каждому народу — своего руководителя!», «Нам нужен руководитель — казах!», «Хватит диктовать!», «Идет перестройка, где демократия?», «Мы за ленинскую национальную политику!» И все же день 17 декабря прошел без жертв и других экстремальных событий. Более трудным и тяжелым во всех отношениях оказался следующий день, когда вся площадь у здания ЦК была заполнена людьми. Не только молодежь приняла участие в акции протеста, но и рабочие, интеллигенция и представители других социальных групп населения … Десятилетиями казахи воспитывали своих детей в учтивости и законопослушании, смиренности и уважении к старшим. И вдруг все так круто изменилось! Год горбачевской перестройки с ее гласностью и демократизацией раскрепостил новое поколение, у которого не было никаких авторитетов и кумиров.
Между тем, Москва напряженно следила за развитием событий и предприняла ряд шагов, которые еще более усугубили первоначальную ошибку, а именно: на «помощь» Колбину была направлена целая группа видных представителей силовых министерств, включая заместителя председателя КГБ СССР, заместителей министров обороны и МВД. Началась переброска в Алма-Ате крупных частей внутренних войск. С высоты сегодняшнего дня можно совершенно определенно сказать, что силовики были заинтересованы в том, чтобы их ведомства были задействованы на полную мощность. Само наличие громадной негодующей толпы еще не служило поводом для силового разгона с применением брандспойтов, собак и дубинок. И вечером 17 декабря такой повод нашелся: кто-то точными выстрелами из ракетницы попал в открытые окна секретарей ЦК КПК, загорелись ковры и мебель в кабинетах. Это уже было «вооруженное нападение» на партийную власть и каралось по всем принятым законам. Назарбаев до сих пор убежден, что провокацию организовали спецслужбы. Когда в Москву поступил сигнал о «начале вооруженного восстания», оттуда поступила команда начать незамедлительный разгон. Расправа была жестокой, в «лучших» традициях советской карательной системы».
Материалами комиссии по расследованию декабрьских событий, а также бывшего Конституционного суда РК неопровержимо доказано, что межнациональное столкновение, имевшее место во время событий 1986 года, является делом рук Компартии Казахстана того времени. После первой крови стало ясно, что масштабы происшедшего скрыть уже было невозможно. Тогда, чтобы уйти от ответственности, коммунисты во главе с Колбиным Г. В. на ночном (с 17 на 18 декабря) расширенном Бюро КПК приняли решение придать политическим выступлениям молодежи видимость межнационального столкновения. Для этого всего за одну ночь они сформировали многотысячную рабочую дружину, в основном из числа коммунистов русской национальности, которых, предварительно вооружив обрезками кабеля, труб, арматурой, цепями, дубинками и распространив слух о том, что казахская молодежь бесчинствует на улицах города против населения русской национальности по причине алкогольного и наркотического опьянения, утром 18 декабря направили на подавление демонстрантов.
Комиссия резко осудила организаторов-коммунистов этой провокации и дала им такую оценку: «Никакие националисты и шовинисты не смогли бы нанести больше вреда дружбе народов, чем это было сделано во время декабрьских дней 1986 года. Те, кто разделил людей по национальному признаку, вооружил их, противопоставил друг другу, заранее обозначив, кто из них есть «враг»[2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К настоящему времени общество уже снова расколото. И это явление имеет ярко выраженную тенденцию к расширению и углублению. В целом раскол этот имеет мировоззренческий характер. На одной стороне – те, кто питается от реваншизма в отношении явных и тайных противников идеалов декабрьского выступления 1986 года. К самим декабрьским событиям их устремления отношения имеют мало. Просто эти люди вполне осознают, что оказались жестоко обмануты в своих ожиданиях, связанных с обретением Казахстаном государственной независимости и официальной реабилитацией дела “декабристов”. На другой стороне – те, кто пришел к пониманию того, что судьба казахстанского общества сейчас больше зависит от того, насколько оно сумеет подготовиться к ответу на вызовы новых времен. Им претят такие управление и организация общественной жизни, при которых очень много сил, времени и средств уходит на государственный популизм, на достижение таких результатов, которые никакого практического значения не имеют, а нужны лишь для морального удовлетворения той или иной группы общества. Они тоже нервничают, потому как считают, что уходит драгоценное время, а меры по модернизации общества не принимаются к исполнению.
Нормальный путь тут – конвергенция. Она важна не только для мира в обществе, но и с точки зрения необходимости скорейшего достижения практического результата.
Жизнь в эпоху перемен считалась на Востоке несчастливой судьбой. На Западе же есть пословица: «Кому война, а кому – мать родна». Одним перемены приносят горе, другим – радость. Не всем казахстанцам удалось адаптироваться к требованиям новой эпохи, переняв западный взгляд на жизнь.
По признанию президента республики, в начале пути Казахстан стоял «на краю пропасти», когда в течение четырех лет объем ВВП сократился в стране наполовину, объем транспортных перевозок – на две трети. Но несмотря на это, Казахстан сумел построить «вполне жизнеспособную собственную рыночную экономику». В 1993 году была введена собственная национальная валюта, выстроены принципиально новые бюджетная и налоговая системы, либерализованы цены и торговля.
За годы независимости Казахстан прошел путь, который многие страны проходят десятилетиями. «Знаменательность сегодняшнего дня состоит в том, — сказал премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов, — что он усиливает и укрепляет чувство национального единства». Между тем, эти дни для казахстанцев дороги не только тем, что республика законодательно утвердила свою независимость. Каждый год 16-17 декабря люди выходят на площадь Республики в Алма-Ате, чтобы также почтить память жертв декабрьских событий 1986 года. На эту площадь 16 лет назад вышли тысячи студентов, не согласных с политикой тоталитарного режима. Именно эти события дали толчок к возникновению волны недовольства, прокатившейся по Союзу: в Тбилиси, Баку, Риге, Кишиневе. Декабрьские события 1986 года были предзнаменованием перемен в республике, итогом чего через пять лет стало принятие закона о независимости Казахстана.
На сегодняшний день в обществе уже сформировалось мнение, что декабрьские события явились пробуждением чувств национального достоинства казахского народа, стремления его к независимости и восприятия ее необходимости, что подтверждается многочисленными трудами и выступлениями ученых, общественно-политических деятелей, специалистов и других официальных лиц.
Кроме того, имеются следующие законодательные акты, которые официально признают правомерность декабрьских выступлений, как одного из факторов борьбы, способствовавшему приобретению независимости Казахстана. Это — Постановление ПВС Казахской ССР от 24.09.1990 г. «О выводах и предложениях комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года; Указ Президента Республики Казахстан от 12.12.1991 г. «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане»; Постановление ПВС Республики Казахстан от 26.12.1991 г. «Об отмене Указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР»; Решение Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27.04.1996 г. «О признании участников политических репрессий»; Закон Республики Казахстан от 30.11.2000 г. «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», которым участники событий 17-18 декабря 1986 года в Казахстане приравнены к жертвам массовых политических репрессий».