КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

28 февраля, 2019 20:01

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Казахская      философия,   как   и   всякая   мировая,   начинается   с

мифологической предфилософии протоказахов, которая своими корнями уходит в глубь веков, во 2-1 тыс. до н. э. Сущностной чертой этого периода является первое крупное общественное разделение труда- выделение скотоводческих племен, которые становятся хозяевами необъятных широких просторов казахских степей. Мобильными и подвижными они стали благодаря приручению лошади и изобретению колесницы, выполнявших функции передвижных домов.

В отечественной литературе в основном преобладат деятельностный подход в трактовке становления казахского этноса. Не отрицая его значимости и фактической подтвержденности, мы считаем, что нельзя ограничиваться только этим подходом. Необходимо обратить внимание на мировосприятие этих племен, которое было не столько вторичным, сколько вплетенным в это бытие.В данном случае это мироощущение, мировосприятие, миропонимание определяют бытийственную сторону этих племен. Именно из такого мировосприятия вытекает особенность казахского менталитета, легко экстраполировавшаяся в тенгрианства и трансформировавшаяся в суфийскую идеологию.

Казахская философия, в отличие от восточных философских учений, тюркская по своей природе, евразийская, как её характеризуют многие исследователи, отличается синтетическим интровертивно-экстравертивным характером, что обуславливает её благоговейное отношение к природе, жизни, открытость миру, космоцентризм.

К сожалению, в современной научно- исследовательской литературе философия протоказахов как духовная квинтэссенция общества представлена слабо. В то же время анализ самобытности, ментальной природы казахов как жизненного стержня культуры позволяет показать особенности философии данной национальности. Они проявляются в том, что у протоказахов как восточного народа большую роль играли нормы и обычаи, ценности, формы поведения, нежели экономические реали. Все слои населения оказываются приверженцами господствующих в обществе идеалов и ценностей.

Главную роль у протоказахов» играетг имеющаяся «система духовного производства, она более устойчива, чем преходящие факторы материального гроизводства. Это позволяет сделать вывод о значимости принципов (ежличностяых отношений, изменяющихся на протяжении истории, но казывающих всегда организующие и регулирующее влияние в и яс Межличностные отношения выступают основной предметностью сознания, что бъясняет ту роль родоплеменных отношений в традиционных обществах остока, которую продолжают играть и сегодня, оказывая влияние на ровную и идеологическую жизнь современного Казахстана. Это вопрос луализируется в накануне глобализации как своеобразный защитный гханизм на уровне менталитета казахского народа.

Своеобразие восточной философии проявляется в том, что здесь преобладают нефилософские формы рассуждения — художественные, азочные, мифологические, религиозные тексты. Философское мировоззрение егда касается предельных оснований человеческого существования- его [тия, границ этого бытия, жизни и смерти и т.д.

У протоказахов природа выглядела как абсолютное и вечное начало, говек подчинялся этой природе, она выступала как Вселенная, которая ктует человеку формы и способы его бытия..

Непосредственная близость протоказахов к природе выразилась в шмании времени , пространства, внутреннего мира человека, смысла его чествования, его нравственности, это и формирует национальный образ за, миропонимание, который и составляет самобытность духовного мира ода.

Бытие представлялось в духовности протоказахов через понятия ества, меры, пространства и времени. Качество как непосредственная еделенность бытия выразилась в материальных памятниках культуры, ественный подход в выборе пастбищ, лошадей и воинов.

Количественные определенности формировались в процессе становления хшодства. Чувственно-предметная деятельность вызвала необходимость прения площади, голов скота.

Пространство понималось как расстояние кочевий длиной 1000 •метров и более, которые проходили за определенное время, определялись гояния дневного перехода (кош), недельного и т.д.

Небо как обиталище Тенгри священно и абсолютно, оно предопределяет 5ы, характер, положение людей.

Пространство юрты представлялось кочевнику небесным сводом, кинутым на землю и включающим её в себя. Юрта выступает особым :твом материальных и духовных традиций и установок. В этом гранстве все сегменты и точки имели значение и регламентировали (ение, ментальный мир хозяев и гостей. Пространство юрты было >творённым, что проявилось в расположении мест вокруг очага, еннем убранстве. Круговая форма юрты имела символический, пьный характер, выражая представления протоказахов о цикличности пространственно- временного бытия, сохранившей свою значимость по настоящее время.

Понятие времени до сих пор у казахов основано на природной его трактовке. И даже переход от 12- годового цикла к линейной системе отсчёта не вытеснил у казахов природные основы времени. Мера в чувственной конкретности казахов применялась как мерило богатства, мера месячного перехода, зимовки, и. т. д.

Такое представление мира, космоса, бытия свидетельствует о том, что мировоззрение протоказахов имело мифологический характер, что Космос и человек рассматривались в органическом единстве.

Итак, по представлениям протоказахов Космос структурирован, в нем выделялись иерархические уровни, верхним из которых являлось небо -обиталище Тенгри и добрых, светлых духов, средний — мир человека, пространство его бытия и нижний, Тартар, есть царство мертвых, царство тьмы.

Думается, что предфилософия протоказахов испытала влияние древнегреческой философии. Она, как и древнегреческая, отличалась космоцентризмом, обусловленным единственным способом жизнедеятельности наших предков — кочевничеством, который явился универсальной формой взаимодействия человека и природой. Это непосредственная близость человека и Универсума сформировала и особое поэтическое мироощущение — слитность с Космосом, Универсумом.

Результатом такого отношения стало одухотворение, обожествление, сакрализация природы, наделения ее душой — каждое ее явление, каждый предмет, включенный в сферу человеческого бытия выступал как носитель индивидуальных качеств, наделялся характером, волей.

Это натурфилософский, космоцентрический взгляд человека на природу привел к возникновению тенгризма, этого своеобразного мифологического миропонимания, способствовавшего формированию национального менталитета казахов.

Как и в любой другой религиозной системе, в тенгрианстве был развит этический аспект, суть которого заключалась в постижении истинного божества и чистого закона, знаний светлой и мрачной основы, в следовании «печатям» Богов: любви, вере, преодолении страха, воле, мудрого знания.

Древние тюрки верили в существования добрых и злых духов. Добрыми являлись духи предков, которым они поклонялись им приносили жертвоприношения, а злых духов — албасты, жын, жезтырнак и т.д. отпугивали талисманами. Прибегали и к помощи шаманов, авторитет которых в древнетюркском обществе был непререкаем, могущество их заключалось в том, что они вступали в прямые контакты, непосредственное общение не только с духами — добрыми и злыми, но и с самим Тенгри.

И так, тенгризм в сочетании с кочевым образом жизни сформировал специфику, отличие казахской предфилософии от других форм, которое прежде всего заключалась в открытости, целостности, универсальности, космичности и благоговения перед природой, -жизн-ывт—Специфика этой философии проявилось и в том, что связь человека с миром имела исторический длительный промежуток, вплоть до 20 века. Эта философия еще не отделяет человека от материально-чувственного, феноменального мира, делает акцент на его целостности, универсальности. Вся антология , гносеология, психология, психотехника мифологической философии направлены на совершенствование человека, прежде всего нравственное, изменение его, дабы он соответствовал Единому, Абсолюту, Космосу.

 

ФИЛОСОФИЯ КАЗАХСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Философия Просвещения — исторический этап в развитии мировой философии. Его особенностью является трактовка субстанции мира и человека как разума, разумного начала. Впервые человек стал рассматриваться с позиции единства общего и частного, общественных и личных интересов.

Родоначальником этой философии по праву считается Чокан Уалиханов, он первый дал научное описание происхождения казахов как этноса. Он был историком, географом, этнографом, внесшим огромный вклад в становление этих наук и только ранняя смерть в 30 лет не позволила ему продолжить глубокие исследования в этой сфере. Жизнь и творчество его сравнивают с промелькнувшим метеором. И тем не менее им оставлено большое научное наследие — «Записки из Кашгарии», «Очерки Джунгарии», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «Записка о судебной реформе у киргиз сибирского ведомства», «Абылай» и многие другие.

Мировоззрение Ч. Валиханова может быть охарактеризовано как пантеизм, представляющий собой своеобразное сочетание материализма и идеализма, соотношения материального и природного, духовного и божественного. Проблему бытия общества он понимает с позиции натурализма и географического детерминизма. Человек выступает у него природно -духовным существом, на формирование которого большое влияние оказывает социальная среда. Главная особенность казахской философии — ее космоцентризм, неразрывная связь человека и космоса — нашли отражение и в его твочестве.

Его отношение к религии представлены в ряде его работ о шаманизме и исламе. Прежде всего он правильно подчеркивает, что на территории Казахстана было множество верований — от зороастризма до ислама. И даже в его время, в 19 веке, он подчеркивал, что казахи не были чистыми мусульманами, большое распространение имел у казахов шаманизм, преклонение перед духами предков. Рассматривая мусульманство в казахской степи он подчеркивает, что, к сожалению, распространителями этой религии выступают невежественные люди, обскурантисты, которые плохо знают и арабский язык и Коран. Многие исследователи называют его критиком ислама и атеистом, что не соответствует действительности. Мировоззрение Чокана таково, что оно включает в себя и материальное, и религиозное начало. Он был сыном своего народа и призывал не к отмене ислама, а к просвещению народа,.к изучению им священных религиозных , в частности мусульманских книг и восточной духовности в целом.

По своим социально — политическим взглядам он ближе к демократии. Идеалом его выступает казахская демократическая республика. Будучи внуком Абылай хана он, конечно, приветствовал присоединение Казахстана к России, считал это прогрессивным фактом, позволившим казахам сохранить свою самобытность, но в то же время, он выступал против действия русской администрации, пытавшейся внедрить все формы российской политической, правовой жизни и вытеснить местные обычаи и право.

Ч. Валиханов призыва к гармоничному сочетанию гармоничного и общего, национального и интернационального в образе жизни казахского народа. Свой патриотизм он описывает так: сначала я люблю свой народ, затем народ Сибири, затем народ всей России, т.е. интернационализм здесь вытекает из национального, патриотизм начинается с любви к своему народу, к его языку и культуре.

Историческая заслуга Ч. Валиханова состоит в том, что он был первым казахом-ученым, показавшим, что великая казахская Степь рождает великих людей, способных оказать влияние на развитие своего народа.

Другим представителем казахской просвещенческой философии был великий казахский педагог Ыбырай Алтынсарин.с его именем связано формирование этнонациональной педагогики, основу которой составляли космоцентризм, антропоцентризм, гуманизм, патриотизм. Им внесен существенный вклад в развитие казахского образования, сформулированы ее основополагающие принципы, написаны учебники по грамматике, математике и другим дисциплинам. Свою педагогическую деятельность он сочетал с административной работой, будучи инспектором казахских народных школ Тургайской области он способствовал созданию сети школ в казахских степях.

Ыбырай Алтынсарин не раз подчеркивал, что богатство, власть, слава, красота, здоровье сами по себе цены не имеют. Они могут стать благом или злом в определенных условиях. Если ими руководит невежество, они становятся злом. Если ими руководят наука и познание, то способствуют наибольшему благу. Знание, поэтому, суть человека. Он призывал казахов овладевать русским языком для приобщения к мировой культуре, расширения своего кругозора.

Итак, философия казахских просветителей Ч. Уалиханова и Ы.Алтынсарина продолжала гуманистические традиции казахской духовности и явилось сущностным этапом в ее дальнейшем развитии, которое связывалось прежде всего семенами Абая и Шакарима.

МЕСТО АБАЯ И ШАКАРИМА В ДУХОВНОСТИ

 КАЗАХСКОГО  НАРОДА.

Одним из крупных казахских мыслителей конца 19 начала 20 века, внесшим неоценимый вклад в развитие казахской духовности и изменения менталитета народа является Абай.

Заслуга Абая заключается и в том что~он~спотюбствотзал переходу казахского народа от кочевого, номадического уклада жизни к оседлому, городскому, содержавшим в себе в снятом виде все лучшие из предшествующего. Это влияние, безусловно, сказалось на изменении мировоззрения, миропонимания, менталитета человека номадической эпохи. Интуиция подсказывала Абаю, что не может казахский народ жить в изоляции, он часть человечества и поэтому должен пойти по пути мировой цивилизации, приобщиться к ней. Отсюда стремление помочь своему народу.

Абай внес в степь принцип знания как основу человеческого бытия, связал его с принципом развития: он хотел, чтобы его народ не только избавился от лени, невежества, но и подключился в контекст мировой культуры, овладел безмерными его сокровищами. Возвеличивая разум, он сформулировал новые ценностные ориентации, представленные для казахов новым пониманием смысла и ценности жизни, человеческого счастья. Но главное кредо человека — его гуманность, сострадание, дружба, любовь. Чувство дает возможность определить добро от зла, руководствоваться добродетельным началом. Из такого сочетания знания, разума и чувств следует вывод о связи знания с чувством, с верой, о целостности человеческой эссенции и экзистенции.

Казахская философия отличалась космоцентризмом, ей были присущи чувственно — предметный, открытый, духовный, гуманистический характер, составляющий специфику и своеобразие этой культуры и философии.

Приступая к анализу философского учения Абая заметим, что до недавнего времени творчество великого оценивалось с партикулярных позиций, стремление показать Абая атеистом, непримиримым противником религии, критики обычаев, традиции кочевой культуры своего народа. В основном были свойственны научно — исследовательской литературе периода моноидеологии. Одним из очевидных заблуждений в трактовке философии Абая является восприятие его как мыслителя, свободного от религиозности, что вытекало из классовых установок, избегавших упоминать своеобразные религиозные взгляды Абая.

Категориальный аппарат его философии можно представить следующим образом. Исходным, субстанцией у Абая выступает Природа, в которой растворен Аллах. Это своеобразный пантеизм. Сама Природа выступает Вселенной, Космосом, обладающим собственной активностью, самодостаточностью. В творчестве Абая нашли всесторонние отражение проблемы бытия Бога, Мира и человека. Бог понимается им как творец Вселенной, человека и всего существующего, смысл бытия человека определяется прежде всего через любовь к Богу. Кроме одного Аллаха все меняется, говорит мыслитель. Аллах — символ веры, совершенства, справедливости. Он — милосерден, всемогущ и всеведущ. Вера в Аллаха для людей должна быть превыше всего. Любовь к Богу должна быть деятельной, человек своими замыслами, намерениями, деяниями должен быть похожим на Бога.

Абай, говоря о Боге, вкладывает в него 3 значения: онтологическое, космогоническое и гносеологическое. В онтологическом значении Аллах есть истина, достоверность, реальность. В космогоническом значении Аллах является создателем всего сущего — материального мира, человека и его души, мысли и дел и всем этим сущим управляет время. Аллах первопричина зарождения мира и человека, всего Универсума. Природа в философии Абая являясь одной из исходных субстанции выступает в качестве Вселенной, Космоса, которая обладает собственной активностью, самодостаточностью

Понятие Аллах, Абай использует и в гносеологическом значении. Познание Аллаха возможно через пророка, но Абай не призывает к познанию пророка, ибо все в мире, кроме Аллаха меняется, меняются и пророки и каждый вносит в слово Аллаха что-то свое.

Гуманистические мотивы учения Абая продолжает Шакарим Кудайбердиев. Учение Шакарима способствует очищению внутреннего мира человека от зла, алчности, лицемерия, самолюбия и других пороков и призывает к обращению к Аллаху, который способствует чистоте и совершенству человека. Однако он призывает не к слепому поклонению Аллаху, его религия — этика Любви. Любовь понимается мыслителем как субстанциональная основа бытия человека, интуиция души, единство Истины, Добра и Красоты. Любовь очищает человека, облагораживает его. Поэтому, главнейшей наукой для Шакарима является наука совести. Шакарим часто обращался к русской классической литературе, состоял в переписке с Л.Н. Толстым.

Шакарим один из немногих философов, который рассматривал Совесть не просто как нравственно — этическую, а как философскую категорию, являющееся субстанцией, основой мироздания. В этом плане она первична, существует до человека, она эквивалентна Космосу и , появляясь на свет, человек соприкасается с такой Совестью, вбирает ее в себя. Такая трактовка Совести делает Шакарима мыслителем мирового масштаба, равным Н. Бердяеву и многим другим мыслителям 20 столетия, которые глубоко ставили и высоко ценили проблемы нравственности.

Философия Шакарима высвечивает сущностную грань целостного мировоззрения, человек есть не просто космическое, природное существо, а личность, основу которой составляет нравственность, совесть. Это не просто Божий или Космический дар, это внутренняя работа каждого человека, который делает себе сам самостоятельно.

Ключевые понятия

Благоговение- преклонение пере Высшим, чувство любви человека к тому, что превосходнее его самого; нравственная основа религии.

Благоразумие-состояние   духа,   когда   человек   добивается   внутренней гармонии, направляя здравый ум на упорядочивание своих поступков и духовных переживаний.

Вдохновение-состояние предельного—напряжения и взлета—духовных сил,

творческого горения человека.

Вина- нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины

связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение.

Воля- динамическая направленность психической активности человека в

достижении поставленной цели.

Гуманизм- принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение

безграничности      возможностей     человека,      его      способности     к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы и т.д.

Зло-радикальная противоположность добра.

Зороастризм -древняя доисламская религия.

Менталитет-способность духа, совокупность основополагающих взглядов

индивида или коллектива, этноса.

 

 

0

Автор публикации

не в сети 5 лет

Tarazsky

6
Комментарии: 0Публикации: 982Регистрация: 14-11-2017

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля